Главная » Статьи » "1С" Предприятие

Скачивать материалы с сайта, могут только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации заполните два поля ниже!

Через минуту Вы получите "Гостевой доступ"




В помощь расчетчику или ЗиК по шагам (часть 1)
В помощь расчетчику или ЗиК по шагам

(часть 1)

В помощь расчетчику или ЗиК по шагам

Алексей Каланин

Помните: правильно заданный вопрос - это половина ответа.
«Ответы - убийцы вопросов. И сами по себе - будущие вопросы» © Олди

ВHИМАHИЕ!!! УВАГА!!! ATTENTION!!!

 
Программа 1С: Зарплата и кадры построена на требованиях НК, ТК и МинТруда и содержит массу ограничений, препятствующих расчетчику нарушать законодательство.
Для его же пользы.
И если на предприятии высшим законодательным органом является босс, свирепеющий при упоминании слова «Кодекс», то лучшим решением будет отказ от ЗиК вообще, и применение НалогоплательщикаЮЛ, Екселя и чего угодно другого © VZ

 

В этой статье использованы фрагменты вопросов и ответов из форума Т1С.
Особую благодарность я хочу выразить Геннадию и VZ за четкое знание законодательной базы, а так же всем форумчанам за иногда наивные, а иногда и просто забавные вопросы.
Без Вас я бы никогда не решился написать эту статью.

 

1. С чего начать?

Скажу прописную истину: работа с программой начинается с ее настройки. Делать это должен Программист, но при непосредственном контроле бухгалтера. От выбора Правильного Программиста всецело зависит успешность внедрения программы.
Поэтому не привлекайте «студентов». Правильный Программист стоит дорого, но еще дороже будет ошибка, которую заметят в конце года в момент сдачи отчетности.
Часто на форуме задается вопрос «а сколько сотрудников реально рассчитывать в программе ЗиК»? Отвечаю: вполне реально рассчитывать 6-7 тыс человек, практически без переделок, с переделками еще больше.
Только нужно грамотно разделять ввод и отчетную информацию - при такой численности все отчеты следует получать на «вчерашней» копии, общий расчет зарплаты ставить на ночь, а всю первичку вынести в отдельную базу и настроить односторонний обмен.
2-3 тысячи человек программа отработает вообще безо всяких вопросов.

Я не буду останавливаться на вводе названия и адреса ввиду их очевидности, а остановлюсь, пожалуй, на настройке шаблона проводок(ШП).
Вообще говоря, ШП в ЗиКе довольно криво реализованы и требуют уймы времени на свою работу, но об этом потом.
Замечу только, что адреса нужно вводить по адресному классификатору, который необходимо импортировать в ЗиК обработкой «Загрузка классификатора»

1.1. Заполнения плана счетов.

Делается это через выгрузку плана счетов из 1С:Бухгалтерии.
В тех случаях, когда бух учет ведется не в программе 1С, в настройках предусмотрен соответствующий пункт списка.
В 1С:Бухгалтерии нужно зайти в пункт меню Сервис-Обмен данными-Выгрузка данных в ЗиК. Ставим все галочки, указываем ПУТЬ и нажимаем «Выгрузить».
Рекомендуется в бухгалтерии, до выгрузки в ЗиК, на всех затратных счетах указать необходимую аналитику (например, статьи затрат «Зарплата», «ЕСН»), т.е. завести элементы справочников Статьи затрат на производство, Статьи общехозяйственных затрат, Статьи общепроизводственных затрат, Статьи издержек обращения, чтобы после выгрузки в ЗиК было из чего выбирать. Если это не сделать сразу, то потом, когда половина проводок уже будет настроена, повторная загрузка может либо вообще не загрузится, либо загрузиться так, что лучше б она не грузилась совсем.
В 1С:ЗиК заходим в Сервис-Обмен данными -Загрузка данных, указываем ПУТЬ и нажимаем «Загрузить данные»
Если же в настройках программы поставить «Другая программа бухучета...» то просто заходим в план счетов и нажимаем кнопочку «Заполнить».
Я уже говорил, что шаблоны в ЗиКе корявые? Что говорил, да? Ну и ладно, еще не раз скажу!
Ну, а если ваш план счетов отличается от стандартного – курите бамбук. ЗиК не умеет работать с нестандартным ПС.
Почти не умеет.

1.2. настройка шаблона проводок (ШП).

Вообще говоря, шаблоны имеют следующую иерархию(в порядке убывания):
-Документ, поле ШаблонПроводки -Вид расчета
-Сотрудник
-Подразделение
-Константа ПроводкаПоУмолчанию
Это означает, что проводка по сотруднику перекрывает проводку по подразделению, в котором этот сотрудник находится.
Вообще говоря, настройка шаблона по отдельному сотруднику должна быть исключительным случаем. Намного удобнее вводить шаблон в целом по подразделению или по предприятию.

Отдельно от иерархии стоит специальный документ «Бухгалтерский, налоговый учет начислений и удержаний»
Для начала открываем справочник видов расчета и на закладке удержания находим «НДФЛ». Открываем его и щелкаем по закладке «бухгалтерский учет».
Нажав на педальку «...» откроется мастер, помогающий ввести шаблон. Рекомендую называть шаблоны нормальными именами, их потом проще найти.
В типовом хозрасчетном ПС проводка будет Дебет 70 Кредит 68.1 Субконто1 = «Налог»
Записываем этот шаблон и сохраним вид расчета НДФЛ.
Теперь перейдем на закладку «ЕСН и страховые взносы» и точно так же настроим все виды расчета в этой группе. Дебет этих шаблонов не заполняется, он будет взят из соответствующего подразделения или сотрудника. Типовые шаблоны для хозрасчетной организации будут такими:
ПФР: Накопительная Дебет «» Кредит 69.2.3 Субконто1 = «Налог»
ПФР: Страховая Дебет «» Кредит 69.2.2 Субконто1 = «Налог»
ПФР: Федеральный Дебет «» Кредит 69.2.1 Субконто1 = «Налог»
ЕСН: ТФОМС Дебет «» Кредит 69.3.2 Субконто1 = «Налог»
ЕСН: ФФОМС Дебет «» Кредит 69.3.1 Субконто1 = «Налог»
ЕСН: ФСС Дебет «» Кредит 69.1 Субконто1 = «Налог»
В настройках программы Сервис-Настройки на закладке «Зарплата и бухучет» выбираем проводку по умолчанию обычно это Дебет 20 Кредит 70.
В справочнике видов расчета на закладке «Удержания» шаблон проводки мы настроили только на НДФЛ. Остальные удержания, если они есть, должны быть настроены ОТДЕЛЬНО!
Стоит так же отметить ввод шаблона по больничному листу. Для этого расчета обязательно нужно указать галочку «Расходы за счет» ФСС. Если этого не сделать, то в списке доступных счетов не будет счета 69.1
Если вида расчета, по которому нужно сделать ШП, не видно в справочнике, нажмите кнопку «Помощник...» и установите переключатель на«описать предопределенный расчет», а затем выберите нужный расчет из списка.
Проводки по страхованию от несчастных случаев и другие доп.проводки настраиваются в меню Сервис - Бухучет зарплаты - Дополнительные проводки. Эти проводки попадают только в отчет «свод проводок».

1.3. Настраиваемые виды расчетов

Сразу хочу сообщить всем любителям АРМ-ов: даже не пытайтесь перетянуть из старой программы в ЗиК все расчеты, которые были в АРМ-е. Сначала разберитесь с существующими, их более чем достаточно, поверьте!
Заносить новый вид расчета нужно только в том случае, если вы полностью уверены в уникальности вашего расчета.

Собственно ввод расчета достаточно прост: в справочнике видов расчета внизу с левой стороны есть кнопочка «Помощник...»
Следуя его указаниям, определяем вид расчета, который нам нужен.
Пожалуй, самым сложным элементом здесь будет выбор базы расчета если расчет вообще хоть от чего то зависит!
Все настраиваемые виды расчетов попадают на закладку «Дополнительные». Не надо их искать в «начислениях и удержаниях».

Расчеты, которые сразу попадают в журнал расчета и действуют всего один(или менее) месяц, определяются с галочкой «Начисление носит разовый характер». Если эту галочку не ставить, то расчет может действовать несколько месяцев или постоянно, это если дату окончания в документе оставить не заполненной, с момента ввода документа Ввод расчета сотруднику

Галочка «Предоставляется в денежной форме» определяет расчеты в деньгах или в натуральных продуктах. Если ее не поставить, то введенный вид расчета будет иметь вид Произвольный Натуральный Доход. Но, не смотря на то, что этот вид расчета так называется сюда же относятся и все подарки переданные сотруднику в деньгах.

Внимание! После каждого ввода нового вида расчета, внимательно следите за базой расчета налогов и доплат, зависящих от базы расчета(таких как РК и СН), а так же за кодом дохода на закладке «налоговый учет»
Если этого не сделать сразу ошибку можно обнаружить не скоро и последствия будут не обратимыми!
База существующего расчета может меняться очень осторожно иначе при пересчете зарплаты за прошлые периоды может поменяться результат расчета.

1.4. Общие настройки

Для организаций, которые применяют районные коэффициенты в настройках предусмотрено два реквизита:
- РК утв. местными властями
- РК утв. правительством РФ
Первый используется для расчетов основных начислений, второй – для всяческих пособий из соцстраха.
Причем указывать нужно не 20% и не 0.2, а 1.2
Это же касается всех остальных доплат (вечерние - 1.2, ночные - 1.4, сверхурочные - 1.5 и 2.0)
В случае, если РК у одного из подразделений отличается от РК организации, применяется настройка РК для обособленного подразделения. В этом случае РК может быть указан в карточке подразделения на закладке «обособленное подразделение»
Для ввода северных надбавок сначала нужно заполнить шкалу зависимости от стажа. Делается это через меню Справочники - Расчет зарплаты - Процентные надбавки по стажу. Вводите название стажа и указываете его тип «Надбавка за стаж работы на севере». Затем откройте подчиненный справочник и введите новый элемент. Допустим, у Вас стаж такой:
от 1 года - 10%
от 3 лет - 20%
от 5 лет - 30%
в таком случае Вам потребуется три записи в шкалу процентов
1год 0 месяцев 1 день - 10%, 3года 0 месяцев 1 день - 20% и 5лет 0 месяцев 1 день - 30%
Существует несколько голословных поверий, передаваемые из уст в уста:
1. Северные надбавки для молодежи (до 30 лет) считаются по ускоренной шкале процентов
2. Коренные жители региона получают максимальный процент сразу при приеме на работу. Трудовой стаж им для этого не нужен.
Я не смог найти в законодательстве подтверждение этому, так что будьте бдительны, подготовьте правовую базу. Проверьте так же соответствие Вашего региона к процентным надбавкам РК и СН. Может случится так, что в Вашем регионе окажутся другие проценты, чем те что Вы считали.
По пункту 1 есть старое постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»:
Установить, что:
е) молодежи, прожившей не менее одного года в районе Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Действует ли сейчас это постановление - не известно.

Самое, пожалуй, главное: Сервис - Параметры: Число цифр года в представлении даты = 4. Это ОБЯЗАТЕЛЬНО у всех пользователей!

- Q: А у нас на предприятии ведется «двойной учет». Можно ли в ЗиК отразить «черную» зарплату?
- A: Зайдите в Сервис-Настройки-Дополнительно, поставьте Рассчитывать дополнительную зарплату. Теперь в некоторых документах и видах расчета появится галочка «Не отражать в бухгалтерском учете»,а в отчетах - переключатель «По основной зарплате» и «По дополнительной зарплате»
Учтите, что все начисления, введенные таким образом, попадают не в Журнал Расчета, а в Дополнительный Журнал Расчета. Налоги в этом журнале вообще никак не считаются.
Замечание: смена периода в дополнительном журнале не зависит от основного журнала. Сменить период можно только войдя в дополнительный журнал расчета и нажав иконку «сменить текущий расчетный период»

2. Кадровые приказы

Приказ о приеме на работу достаточно прост и вопросов обычно не вызывает. Вопросы чаще связаны с формами оплаты труда.

Формы выделены в группы и подгруппы.
Существует несколько основных способов расчета зарплаты:
Оплата по часовому тарифу. Расчет отработанного времени считается как тариф * ОтработаноЧасов
Оплата по окладу (месячная тарифная ставка). Расчет отработанного времени считается как Оклад * ОтработаноЧасов / ВсегоЧасовВМесяце
либо, если ведется подневной учет Оклад * ОтработаноДней / ВсегоДнейВМесяце, где ВсегоДней и ВсегоЧасов берутся из календаря сотрудника
Разница здесь в том, что количество часов в дне не всегда одинаковое (например в предпраздничный день) и если человек в этот день отрабатывает меньшее количество часов, чем по его норме, то суммы получатся разные.
В ЗиК эти формы оплаты дополнительно разделяются на
«Простая повременная» - простой расчет безо всяких «выкрутасов», для расчета используются календари и отклонения
«Повременно-премиальная» - расчет ЗП и ежемесячной премии, для расчета используются календари и отклонения
«Повременно-премиальная согласно табеля по дням» - для расчета используются табеля
«Повременно-премиальная согласно табеля по часам» - тоже, но расчет идет по часам.
Однако, не верно было бы считать, что при расчете оплаты по табелю вести календарь совсем не нужно. Еще как нужно! Только из календаря программа может получить данные о норме часов за период. Если календарь не вести, то расчет больничного и оплаты по среднему будет не верный.

Если галочку «на основное место работы» не ставить, то сотрудник принимается как внешний совместитель.
Причем, если выбрать уже работающего сотрудника, то программа задаст вопрос, не хотите ли принять его как внутреннего совместителя?
Внутренний совместитель это особый вид сотрудников, у которых уже есть начисления по основному месту работы, есть отработанные часы, но на них подают отдельный табель и работают они не более 16 часов в неделю (это по ТК так).

- Q: Почему по внутренним совместителям в расчетках не показывается сальдо начальное и сальдо конечное?
- А: Потому что это сальдо ведется по основному сотруднику, а посмотреть на него можно, если в отчете указать одновременно и совместителя и сотрудника по основному месту работы.

- Q: Формирую свод по подразделению, а в него попадают суммы как по внутреннему совместителю, работающему в данном подразделении так и по основному сотруднику, работающему в другом подразделении. В результате если сделать своды по всем подразделениям они не сойдутся со сводом по всему предприятию.
- А: Ошибка в методологии 1С. В некоторых отчетах вместе с совместителем выбирается и сотрудник по основному месту работы. Ошибка размещена в баглисте.

- Q: Как сделать внешнего совместителя сотрудником по основному месту работы?
- A: Приказом об увольнении и Приказом о приеме.

Приказ об увольнении – еще проще чем предыдущий.
Здесь указывается статья увольнения, дней компенсации отпуска или дней удержания за неотработанные дни отпуска, а так же дней по выходному пособию (при призыве в армию, например)
Отдельно стоит обратить внимание на удержание за неотработанные дни отпуска. Очень часто на форуме задают вопрос о том, почему это удержание не уменьшает базу расчета налога. Ответ содержится в самой формулировке: потому что это не перерасчет отпуска, а удержание, а как всякое удержание оно не уменьшает налогооблагаемую базу.

Приказ по отпуску – кадровый документ, почти полностью дублирующий Начисление Отпуска, с той лишь разницей, что его проведение не влияет на расчет ЗП. Этот документ служит основанием расчета отпуска.

Больничный лист – документ, который вводит расчет Оплата больничного листа. Обычно регистрируется(записывается) в ОК и передается в расчетную группу для проведения и расчета.

Хоть программа и называется зарплата и КАДРЫ, но, к моему глубочайшему прискорбию и ужасу всех кадровиков, она не всегда выполняет задачи необходимые для кадрового отдела. Конечно, в ЗиК можно принимать и увольнять людей, вводить на них отпуска, следить за численностью... Но есть много мелких нюансов, которые программисты в 1С как-то упускают из вида.
Так, например, нельзя стандартными средствами посмотреть список людей, находящихся в отпусках, на больничных или по каким либо причинам отсутствующих на работе в определенный момент времени.
Некоторые скажут: «Фигня, я могу такой отчет за пару минут написать» и правильно, могут, наверное, но почему бы не включить такой отчет в стандартную поставку – непонятно. Для тех, кому такой отчет нужен, его можно взять здесь.
Какую то часть отчетов можно сделать самому, используя мастер произвольных отчетов, но я думаю, что без программиста там делать нечего, хотя, в общем-то, мастер достаточно простой. Зато с программистом этот мастер вообще не нужен, т.к. любой отчет программист может сделать сам, а по производительности такой отчет будет гораздо быстрее типового.

Основные ошибки кадрового отдела
В основном это, конечно же, неправильное указание формы оплаты труда.
Часто на предприятии ведется гибридный способ начисления зарплаты, который у ОТиЗа почему то носит название сдельная оплата труда, хотя на самом деле это некий гибрид между повременно-премиальной и сдельной оплатой.
Так, например, сотрудник работает по тарифу согласно табеля по часам, но на группу сотрудников, объединенных в бригаду или звено, плановый отдел дает дополнительный сдельный приработок который вводится и рассчитывается документом Бригадный наряд. Этот приработок раскидывается пропорционально всех членов бригады согласно их тарифов, часов, а также коэффициента трудового участия (КТУ). В этом случае, даже если у сотрудника будет стоять КТУ=0 он все равно получит свой тариф(но не сумму сверх этого тарифа, которая определяется Бригадным нарядом).
Сдельная оплата труда вообще не предусматривает никакой оплаты по тарифу. Не важно, сколько часов человек отработал: есть работа и есть сумма N за эту работу. Сделал ее за два часа - получил сумму N, сделал за три - все равно получил N, не сделал - вообще ничего не получил.

Часто правят периодические реквизиты сотрудника (такие как оклад, ставка, подразделение, график работы и т.п.) непосредственно в карточке. Это делать ни в коем случае нельзя! Для этого есть специальный документ «Кадровое перемещение». Кроме того, если оклад меняется не в результате каких либо духовных заслуг конкретного сотрудника перед отечеством, а в целом по предприятию, то для этих целей есть документ «Перерасчет окладов по предприятию».

Еще одной ошибкой бывает ввод удержания за неотработанные дни отпуска как компенсации отпуска с отрицательным количеством дней, т.е. сторно компенсации. Это не правильно.
Еще раз объясняю: удержание это не перерасчет. Сотруднику правомерно был начислен отпуск и абсолютно законно он этот отпуск получил в виде дензнаков. Однако он уволился и этот отпуск не отработал. Отсюда и удержание.

Пытаются, так же, переместить сотрудника с середины месяца с формы оплаты по табелю на форму оплаты без табеля. Такой перевод возможен только с начала месяца.

Часто повторно принимают на работу сотрудника, но при этом вводят новый элемент в справочник сотрудники. Для программы это означает, что есть два разных человека с одинаковой фамилией, именем и отчеством. Аукается эта ошибка не сразу, а когда начинают сдавать отчетность в ПФ и ФМНС. Для тех, кто успел вляпаться существует обработка РедакторЖурналаРасчетов позволяющая заменять одного сотрудника другим. Только не забудьте пересчитать налоги, они после замены обязательно поменяются.
Внимание! Данный Редактор очень опасный инструмент в неумелых руках! При не правильном использовании может полностью уничтожить данные в вашей базе!

3. Начисление зарплаты.

Это довольно таки простой этап. Пожалуй, самое сложное здесь это ввод и корректировка часов, которым должен заниматься Табельщик и при его наличии Расчетчику хлопот практически нет. Вот о вводе часов мы и поговорим.

3.1. Календари

Для начала работы с расчетом зарплаты нужно заполнить рабочие календари и указать основной график предприятия. График указывается в меню Сервис-Настройки закладка «Зарплата и бухучет», а заполнить календарь можно через меню Регламент-Календари, выбрав нужный календарь указать период заполнения и нажать «Автозаполнение».
Обязательно должно быть заполнено хотя бы 2 календаря – «пятидневка» и «отпуск по календарным дням». Эти календари нужно заполнить сразу на весь год.
Вообще говоря заполнение календарей занятие долгое и печальное. Прежде всего отдел кадров должен следить за перемещением сотрудника с одного календаря на другой, а сами календари должны заполнятся и вестись плановым отделом. Без согласования этих отделов можно наварить такой каши, что никаких лаптей не хватит ее потом расхлебывать.
Ситуация усугубляется еще и тем, что стандартное заполнение календаря вообще никуда не годится. Его можно только авотозаполнением пользовать, да и то, при стандартной 40-ка часовке.
В файловом разделе можно найти мою обработку для контроля над календарем сотрудника. Она наглядно отображает состояние календаря и на каком календаре сотрудник вообще работает. Так же рекомендую установить вот эту обработку. Удобнее, в плане заполнения календаря, я пока ничего не видел.

- Q: Сотруднику ввели больничный лист, за период с 30.01.06 по 09.02.06, причина нетрудоспособности - общее заболевание. В журнале зарплаты по этому больничному листу дни оплаты указаны только за январь (2 дня), а за февраль стоят нули. С чем это связано?
- A: Не заполнили рабочий календарь сотрудника на февраль месяц.

3.2. Табеля

Здесь я хотел бы остановится немного на работе Табельщика и задачах которые он должен выполнять.

Основная работа, которую выполняет Табельщик – это ввод табелей отработанного времени по каждому сотруднику. В случае, если сотрудник работает стандартную 40-часовую неделю ввод табелей НЕ НУЖЕН!
Типовой табель – не самое удобное решение, разве что для самых простых случаев. Если же заполнять табеля на пару тысяч человек, то типовое решение покажется каторгой.
Поэтому я модернизировал типовой табель и добавил туда такие полезные кнопочки как
- Копирование часов
- Вставка часов
- Сдвиг часов влево
- Сдвиг часов вправо
- Заполнение часов с_по_ одним значением.
- Авто ввод приказов о работе в праздничные дни.
- Ввод табеля задним числом
Полезным дополнением в работе будет и отчет, который автоматически подсчитывает общее количество часов, количество ночных и праздничных часов, а так же проверяет правильность заполнения табеля, на том основании что в один и тот же день сотрудник не может находится на работе и быть в отпуске/командировке/больничном.
Скачать мой документ и отчет можно здесь.
Хотелось бы так же заметить, что ввод в табель часов «в целом за месяц» нужно исключить как класс. В этом случае половина расчетов вообще рассчитываться не будет.

3.3. Отклонения

Т.к. Табельщик – это человек, который следит за посещаемостью людей, поэтому на все дни отсутствия на рабочем месте именно он вводит документ «Невыход».
Есть мнение, что при ведения табеля документ «Невыход» даром не нужен, и так мол можно. Можно то оно, конечно, можно, кто ж запретит, да вот с документом то ввод этих самых табелей куда как веселее происходит. Ведь все отклонения уже введены заранее, а значит сам табель практически сам разбросает часы по месяцу!
Допустим, человек не был на работе с 01.12.2005 по 13.12.2005, по причине болезни. Но на момент 01.12.2005 Табельщик может и не знать о причине отсутствия. Поэтому вводит Невыход. Это не будет ошибкой, т.к. «Больничный лист» имеет больший приоритет и вытесняет невыход на работу. Однако, БЛ вытеснит только те дни, которые в нем указаны. Если БЛ выдан с 03.12.2005 по 13.12.2005, то два дня сотруднику не оплатят.
Внимание! Больничные листы оформляются отделом кадров, а проводятся и рассчитываются - расчетной группой.

Хочу отдельно остановиться на особенностях расчета БЛ и отпуска при суммированном учете рабочего времени.
Чиста для справки: Суммированный учет - это учет часов по сотруднику, находящемуся на вахте или на сезонных работах. При его использовании норма рабочего времени соблюдаться не по дням и не по неделям, а по учетному периоду. Учетный период может быть любой продолжительности в пределах года, но так, чтобы за этот период по графику работы у сотрудников не было переработки. В соответствии со ст. 104 ТК РФ введение суммированного учета допускается, когда в организациях или при выполнении отдельных видов работ по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
Включается этот учет в справочнике графиков работы.

Вся особенность заключается в том, что расчет по среднему заработку при суммированном учете происходит с поправочным коэффициентом 5/7, суть которого - пересчет пятидневной рабочей недели в семидневную календарную неделю.
Для простоты приведу пример
Допустим сотрудник работает вахтовым методом, с 1 по 15 каждого месяца по 10 часов в сутки, с окладом в 10000р, надбавки не предусмотрены. Рассчитаем отпуск в 20 дней.
За три месяца он заработает 30000р и при этом потратит на это 450 часов своей жизни. Тогда

Среднечасовой заработок составит 30000/450=66,66
Расчет отпуска 66,66*20*8*5/7=7618,29

Откуда взялась число 8? Это стандартное количество часов в 40-часовой рабочей неделе при расчете отпуска. Многие работнички возмущаются, что мало платят отпускных, а расчетчики не знают что им и сказать.
Надо просто делать различие между много работать и много зарабатывать.
Вахтовики много работают, но это не значит что их часовая ставка от этого большая, у них больше количество часов!
Сотрудник, у которого часовая ставка выше в отпуске и получит больше.

- Q: Сотрудник во время отпуска заболел, принес больничный, мы его ввели, но теперь программа сторнирует дни и оплату самого отпуска. Что делать?
- A: Умная ЗиКа знает, что не может быть в одно и то же время двух событий - отпуска и больничного и убирает начисление отпуска. По закону отпуск должен быть продлен на время больничного листа. Я предпочитаю продление делать отдельным документом, хотя есть мнение, что нужно делать исправление прошлого отпуска. Объясняю почему я рекомендую делать отдельный документ:
1. Не факт, что сотрудник знает законодательную базу и не придет на работу с окончанием отпуска (типа сказали пол-восьмого, значит пол-восьмого и нечего тут самолечением заниматься!)
2. Продление отпуска - чисто расчетный документ, никакой ошибки в прошлом начислении не было - нечего и «исправлять»

- Q: Человек с 27.02 по 12.03 идет в ученический отпуск. Ему должны оплатить 13 дней, а программа ставит 14. В календаре 8 марта отмечен как праздничный. В календаре отпусков тоже. Почему?
- A: Я понимаю, что трудно, практически не возможно открыть Помощь - Дополнение к описанию 258 релиза, поэтому процитирую: «В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются учебные отпуска, исчисляемые в календарных днях. При этом учитываются все календарные дни, в том числе и нерабочие праздничные, приходящиеся на период учебного отпуска.
Для оплаты учебных отпусков средний заработок рассчитывается по общим правилам, а оплачиваются календарные дни, включая праздничные
»

- Q: В ноябре сотрудник принес больничный лист, мы его рассчитали, но в результате сумма по больничному листу оказалась завышенной. Такое впечатление, что программа учитывает повышение окладов на весь период, хотя мы повышение делали только в начале ноября. Почему так?
- A: Потому что в отличие от Вас, ЗиК учитывает положение о расчете среднего заработка, в котором подробненько так описан Ваш случай. Не поленитесь, прочитайте его, тем более, что это положение датировано 2004 годом.

3.4. Отпуск по беременности и родам

Отдельно стоит остановится на вводе декретного отпуска и больничного по беременности и родам.
Иногда пользователи спотыкаются на ровном месте, поэтому лучше на примере показать как это делается:
- Когда сотрудница встает на учет соцстрах ей выплачивает 300р*РК. Вводится это документом «Ввод расчета сотруднику» с видом начисления «Пособие беременным, вставшим на учет...»
-Когда сотрудница уходит в декрет ей выдают больничный лист и одноименный документ вводится в программу с указанием причины нетрудоспособности «Отпуск по беременности и родам»
-Когда рождается ребенок, сотрудница приносит заявление о выплате пособия. В этом случае опять вводится документ «Ввод расчета сотруднику» но в этот раз с видом начисления «Пособие при рождении ребенка». Сумма пособия в этом документе вводится без РК!
Кроме того, необходимо ввести документ «Отпуск» с видом отпуска «Отпуск по уходу за ребенком». Замечу, что этим документом вводится два вида расчета:
- Отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет
- Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
Эти расчеты действуют одновременно! Но если первый оплачивается из соцстраха, то второй - из средств предприятия.
Если вы по каким либо причинам не правильно рассчитали долгосрочный отпуск, его всегда можно пересчитать с помощью документа «Начисление заработной платы» со способом начисления «переначисление зарплаты за прошлый период», в поле «Переначислить с» - указать период за который хотим переначислить, можно сразу несколько месяцев. При этом программа полностью сторнирует все начисления которые были рассчитаны в прошлых периодах и начислит их снова.

3.5. Ввод ночных и праздничных дней

Ввод ночных и вечерних часов производится документом «Табель отработанного времени».
Поэтому форма оплаты таким сотрудникам должна быть по табелю.

Еще один способ ввода ночных - в графике сотрудника указать календарь ночных часов.

Особенно меня радуют вопросы связанные с расчетом ночных часов у работающих по окладу.
И ведь чего только не городят! Вот типичные высказывания:
- ничего в законодательстве не нашли
- это придумали в
- а наш отдел расчета ЗП всегда считал так
- я не стал разбираться и просто переделал как надо
Уважаемые балбесы, если вам влом найти постановление МинТруда за номером 56, то я таки вам с радостью сообщаю что в оном постановлении черным, практически по белому, написано, что расчет часовой тарифной ставки при расчете ночных часов производится от среднемесячного количества часов.
Т.е. если человек отработал в ночь, а основная форма оплаты труда у него по окладу по часам, то расчет будет таким
Сумма = Оклад/166*НочныхЧасов
Объясняю еще раз, для тех кто не понял: это постановление действовало в КЗоТ, но его никто не отменял и оно было продлено на действующий ТК.
Если же уважаемым балбесам МинТруда не указ, то будьте любезны прописать ваш расчет в колдоговоре, чтобы в случае судебных разбирательств у вас была бумажка за подписью и печатью.
Ну и вдогонку (для тех, у кого с колдоговором все хорошо): константа СрЧасовПри40чРабНеделе - периодическая. Ее можно хоть каждый месяц менять. Это если модуль расчета править не хочется.

Праздничные часы вводятся документом «Работа в праздничные дни». Напомню, что в моем табеле этот документ создается автоматически.
Здесь стоит подробно остановится видах расчета вводимых этим документом:
- Оплата праздничных дней. Сумма по этому расчету получается только в том случае, если в документе табель за этот день не указано никаких часов. Если же табель по сотруднику не пред

Источник: http://www.script-coding.info/ZiK.html

Категория: "1С" Предприятие | Добавил: c1 (2010 Февраль 06) | Автор: Алексей Каланин
Просмотров: 7661 | Рейтинг: 5.0/1

Выразить благодарность - Поделиться с друзьями!

 

Здесь все о технической стороне 1С!

 

Узнай, как правильно администрировать 1С Предприятие
Регистрируйся на бесплатный 7-ми дневный курс сейчас:

Ваш E-Mail в безопасности



Всего комментариев: 0
avatar